Накануне Родительского дня, который по обычаю наступает на девятый день после Пасхи, на кладбищах наблюдается заметное оживление. Живые считают делом чести и совести придти на могилы родных и навести порядок: убрать прошлогоднюю траву и листву, поправить могилу, памятник, обновить ограду…
К слову сказать, индивидуальное ограждение – это сугубо русское явление.
Именно – явление, не меньше. В этом что-то есть язычески сакральное – хоть здесь, на кладбище у меня будут навек собственные 2 кв.м. Для мертвых земные заботы остаются за оградой. Мечты сбываются.А живые стараются по мере сил и возможностей особо подчеркнуть материальный статус…, хотел было написать «покойников», но на самом деле это живые демонстрируют на кладбище свои возможности. И у всех они разные. Могилы в ассортименте - от крикливо помпезных до скромных холмиков за деревянной оградкой.
Есть могилы, контуры которых исчезают: крест покосился и вот-вот упадет, от оградки следа не осталось. И надпись на кресте или памятнике уже не читается. Скорее всего, в Родительский день на эти могилы уже никто не придет. Некому.
Всем не до них.
В Абазе (это городок в Хакасии, таких поселений в России тысячи) есть три кладбища. И если на двух погостах, которые находятся на правобережье, недавние захоронения, то на старом кладбище, в левобережной части города, год от года увеличивается число забытых могил. Тому есть объяснение: старожилы уходят не только из мира живых, но и мертвых.
Особое место в захоронениях имеет кладбище, которое находится неподалеку от психоневрологического интерната.
Не время и не место говорить о его официальном статусе. Сегодня очевидно главное – это в буквальном смысле убогое место. Редкая могила имеет обихоженный вид. Покойников при жизни не баловали вниманием, а сейчас вообще о них забыли.Мы сегодня идем на кладбища с печальной заботой. Вряд ли светлее становится оттого, что обновляем могилы родных и стараемся не замечать забытые могилы. Это в лучшем случае. Среди нас находятся такие, которые заброшенные могилы превращают в место складирования мусора.
Но коли нам, каждому в отдельности, не по силам навести порядок на забытых могилах, то может быть нашим многочисленным общественным и религиозным организациям взять на себя опеку над осиротевшими покойниками? Это же посильная задача для совестливых людей?
"АбВ"