День Катастрофы и героизма европейского еврейства - установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период Второй мировой войны.
Кто же такие праведники мира?

В один из солнечных дней апреля 2009 года мне представилась возможность побывать на ежегодном «марафоне памяти» жертвам Холокоста, проведенного на Поклонной горе в синагоге, сооруженной в честь памяти жертв Холокоста. В марафоне приняли участие школьники и учителя многих школ Москвы и Подмосковья, с охватом в несколько сот человек. Именно там я узнала, кто такие «Праведники мира». Эти молчаливые герои, наверное, никогда и не рассказали бы о себе, если бы не ощущали до сих пор, что должны выполнить свой долг перед страной и молодым поколением. А долг их в мирное время – это сохранение памяти о прошедших героических днях и о тех людях, помнить и знать которых должен каждый, потому что это и есть наша история, история нашей страны, история нашей нации.
Николай Николаевич Дорожинский – «Праведник мира». В годы Великой Отечественной войны он спас еврейского мальчика от неизбежной гибели. Узнав, что наше издание пишет и о проблемах прав человека во всем мире и нравственного воспитания молодежи, он согласился дать интервью.
- Уважаемый Николай Николаевич, многие слышали о Холокосте, читали о нем, но, возможно, воспринимали его как дела давно минувших лет. Зная Вашу позицию о том, что уроки истории забывать нельзя с тем, чтобы они не повторились никогда, полностью поддерживаем Вас. Скажите, пожалуйста, сколько Вам было лет в тот нелегкий период?
- В августе 1941 года, в самые первые дни оккупации города Херсона (Украинская ССР), мне было 12 лет.
- Кого вы спасали, кем были те люди?
- С первых дней оккупации города нашими соседями оказалась семья беженцев из города Одессы, которые не смогли переправиться на другой берег реки Днепр, – мать и сын Могилевские.
В первые дни оккупации города немецким комендантом был издан указ об обязательном ношении шестиконечных звезд всеми евреям города. Повинуясь указу, мама Вовы, Ада Могилевская, нашила себе и Вове на одежду шестиконечные желтого цвета звезды.
Моя очень разумная и доброжелательная бабушка Давидович Наталия Ивановна, отец которой в начале ХХ века в дни погромов на юге Российской Империи прятал в своей квартире несколько еврейских семейств и тем воспитал в своих детях элементы толерантности, посоветовала Аде Могилевской, мотивируя тем, что их в городе Херсоне никто незнает, отпороть нашитые на одежду звезды Давида и уничтожить документы, свидетельствующие об их национальности. Ада Могилевская так и поступила. Так они полулегально и существовали (Вова почти все время находился у нас), пока в декабре 1943 года линия фронта не установилась по реке Днепр.
- То есть Вы рисковали жизнью, ради человека, которого совершенно не знали?
- Тогда не задумывались над этим вопросом, для каких целей ты это делаешь, – это был акт поддержки и взаимовыручки. Надо было помочь людям, оказавшимся в тяжелейшем положении. Вся моя семья тогда была так настроена. Моя бабушка воспитывал меня на рассказах о спасении моим прадедушкой от погромщиков евреев при погромах 1900-1903 гг.. Поэтому с детства я был воспитан на примерах общечеловеческих ценностей, толерантности и был патриотом своей родины.
- А много было тех, кто выдавал?
- Думаете, об этом кто-то знал? Потом это выяснялось уже много лет спустя. Этого никто не афишировал.
- Расскажите, пожалуйста, каковы были Ваши будни?
- Мы жили тогда, как дети, которые голодают. Им надо было где-то что-то добыть поесть. Срубить дерево, чтобы печку натопить, или набрать камыша, что бы обогреть квартиру. Главной задачей было выжить. За триста метров от дома находился речной порт Херсона, куда приходили корабли с разных стран с продуктами и вооружением для немцев. Все это перегружалось в вагоны и отправлялось в Воронеж, Сталинград и другие города на линию фронта. Воровали мы с этих вагонов, когда могли залезть где-то в щель окна. Что попадалось, то и воровали.
- За это тоже могли убить?
- Кому как Бог прописал.
- Вы верите в судьбу?
- Безусловно.
- Как вы общаетесь с Богом?
- Каждое утро, выходя на улицу, прошу, чтобы он поддержал меня.
- Николай Николаевич, как складывались ваши судьбы дальше?
- В декабре 1943 года немецкие войска и полиция стали выгонять население города с улиц, параллельно расположенных к реке Днепр и отправлять их население на расстояние 50-100 километров от города Херсона. В результате таких действий немцев и полиции я, Вова и его мама оказались в Николаевской области, Еланецком районе, селе Малая Дворянка.
В первой декаде марта 1944 года (линия фронта приближалась к селу малая Дворянка) в село с четырех сторон въехали немецкие полицейские войска, в составе которых было очень много коллаборационистов славянской национальности, согнали в центр села все мужское население в возрасте от 14 до 65 лет, сформировали этап и в маршевом походе, сопровождая конными охранниками, погнали всех мужчин в сторону запада.