Часто мы спорим. И еще как спорим! А всегда ли держим себя при этом в руках? А как часто после спора расстаемся врагами даже с лучшими друзьями, причем из-за пустяков?
Вот малый набор "запрещенных действий", представленных в одной из книг московского логика Александра Леонидовича Никифорова. Желающие могут дополнить!
Ну что, готовы? Поехали!...
"...Каждый из нас может стать жертвой запрещенного приема, поэтому следует их знать и быть готовым отразить их. Итак, спор разгорается все жарче. Противник обстреливает вас сильными аргументами, пробивает вашу оборону и усиливает натиск на слабые пункты. Вы начинаете чувствовать, что вас ожидает разгром. Признать поражение и выставить себя дураком? Ни за что! И в ход идут хитрости, сначала сравнительно скромные.... "
1. Подмена тезиса. Эта уловка имеет много разновидностей.
А. Самая простая - когда при нападении на тезис противника опровергают какие-то его аргументы или вскрывают ошибку в рассуждениях, а выдают это за опровержение тезиса. /.../
Б. Расширение или сужение тезиса. В процессе спора тезис оппонента стремятся максимально расширить, причем делают это незаметно, как бы просто повторяя его. /.../
В. Усиление и смягчение тезиса. Эта уловка близка к указанной выше. Оппонент утверждает: “Среди наших демократов немало некомпетентных людей”. Вы расширяете и усиливаете этот тезис: “Как, вы считаете, что все наши демократы идиоты?” Конечно, он так не считает, но, не разглядев подмены, откажется от своего тезиса. /.../
Г. От сказанного с условием к сказанному безусловно. Одна из разновидностей подмены тезиса состоит в том, что мысль, которая выдвигается как верная с известными оговорками, при определенных условиях, подменяется той же самой мыслью, но взятой без оговорок, высказываемой вообще. /.../
2. Использование эмоционально окрашенных понятий.
Это чрезвычайно широко распространенный прием, даже и не особый прием, а просто бессознательная манера речи многих людей, которые ничего не скажут попросту, а всегда найдут такие слова, которые окрашивают сообщаемую ими информацию в позитивные или негативные тона. Допустим, посадили кого-то в тюрьму, они скажут: “Бросили в застенок”; зашла речь об армии, кривят губы: “Военщина!”; молодые люди — “мальчишки”, “сопляки” и т.п. /.../
3. Поспешное обобщение.
Если оппонент согласился с двумя-тремя конкретными примерами, можно громогласно приписать ему и согласие с общим утверждением, которого он, быть может, и не признает. Например: “Вы согласны, что Лейбман спекулянт?” — “Согласен”. — “А вы согласны с тем, что и Берман тоже спекулянт?” - “Согласен, конечно, это же всем известно”. - “Ну вот, вы сами признаете, что все они там спекулянты!” С особым нахальством эта уловка применяется в тех случаях, когда оппонент отвечает не так, как вам хотелось бы, и из его слов нельзя вывести желаемого заключения. Тем не менее можно нагло приписать ему признание общего положения. “Вы помните, что Паукидзе выгнали с работы?” -“Разве? Не помню”. - “А помните, что Паукяна и Паукова тоже в свое время выгнали с работы”. — “Кажется, Пауков сам ушел, по собственному желанию”. - “Все равно, вы согласитесь с тем, что всех этих паучьих детей всегда выгоняют с работы!” /.../
4. Пари.
Если ваш противник - не очень уверенный в себе человек, можно попытаться взять его, как говорится, “на испуг”, предложив заключить пари. “Ладно, - говорите вы, - хватит без толку перебрасываться словами. Тебя не переговоришь. Но раз уж ты так уверен в своей правоте, давай заключим пари (давай поспорим). Окажешься неправ, проиграешь — обреешься наголо (искупаешься в проруби, заплатишь крупную сумму денег и т.п.)”. Или еще один вариант: “Пусть будет по-твоему. Сделаем именно так, как ты предлагаешь. Но учти, за все последствия отвечать будешь ты один”. Если противник слаб духом, он может отступить от своего тезиса или предложения, и победа окажется на вашей стороне. Он может отступить также и в том случае, если ставка покажется ему слишком высокой для обсуждаемого вопроса. Поэтому при использовании этой уловки нужно постараться максимально повысить ставку за проигрыш. /.../
5. Чрезмерно быстрая речь [только в личном споре, не в Сети, конечно ].
Почувствовав, что противник медленно соображает, попробуйте говорить быстро, так, чтобы он не успевал следить за вашей речью. Не будет же он все время переспрашивать! Желательно при этом вставлять в свою речь иностранные слова или малопонятные научные термины: мутатис мутандис, гендерный, эксклюзивный, пенитенциарный и т.п. Противник вскоре вообще перестанет что-либо соображать и начнет согласно кивать головой. /.../
6. Диверсия.
Так называют простой и распространенный прием, состоящий в том, что резко меняют тему разговора: “Давайте-ка теперь зайдем с другой стороны...”, “А вот еще один, тоже очень интересный вопросик...”, “Ну что мы все об одном и том же, попробуем подойти иначе...” Здесь отбрасывают тему спора, который для вас сложился неудачно, и, не признав своего поражения, обращаются к другой теме. /.../
7. Затягивание спора.
Если диверсия не удалась, можно попробовать потянуть время, чтобы противник потерял терпение и сам отказался продолжать спор. Здесь тоже имеется много всяких способов. Очень раздражающе действуют бесконечные повторения своих удачных реплик или неудачных выражений противника, даже если он извинился и поправился: “Послушай же, как хорошо я сказал, как точно и верно это звучит!” или “Нет, это надо же, какую глупость ты сморозил! И как такое в голову могло прийти!” Примерно тот же эффект вызывают и бесконечные переспрашивания: “Э...э... потрудитесь, сударь, еще раз повторить вашу последнюю мысль. Что, в пятый раз уже? Ну, уж вы простите меня, отвлекся...” Повторения и переспрашивания способны довести оппонента до того, что он или забудет все свои аргументы, или просто плюнет и уйдет от вас. Но поле боя-то останется за вами!
8. Отвлекающие вопросы.
Можно попытаться начать задавать разнообразные вопросы, причем с разными целями. Дискредитирующий вопрос: “Довольно слов. Отвечай кратко: да или нет. Скажи, перестал ли ты подхалимничать перед начальством? /.../ Педантичный вопрос: “Хорошо, ты утверждаешь, что снег бел. Но давай уточним, что такое "бел"? И что ты называешь "снегом"? Те хлопья, которые падают с неба, или те сугробы, которые лежат на улицах?” /.../ Бесконечные “Вы это говорили!”, “Нет, не говорил!”, “Да нет же, говорили!” и т.п., которые столь часто встречаются в наших спорах, также страшно затягивают спор, иногда превращая его в выяснение того, кто что сказал. /.../
9. Замещение.
Уловка, к которой инстинктивно прибегают уже дети: “Ты почему меня ругаешь, мама, за испачканные штаны? Вон, посмотри, Петя не только штаны, но и рубашку испачкал!” Суть уловки состоит в том, чтобы свою слабую позицию прикрыть еще более слабой позицией другого человека и направить критику оппонента в сторону от себя. Здесь одновременно используется и подмена тезиса, и диверсия. Конечно, если преступник в суде попытается оправдаться тем, что на свете существуют еще худшие преступники, то этим он едва ли кого обманет. Однако во многих случаях такая уловка проходит. Сравнительно недавно, когда одного известного в нашей стране банкира взяли под стражу, его защитники на телевидении аргументировали так: “Ну почему его? Ведь не он же один, все воруют?!” Насколько я могу судить, многие люди попались на эту уловку: “Действительно, почему именно его?” Как будто из-за того, что на свете существуют и другие воры, нельзя судить данного конкретного вора за конкретное воровство. /.../ В подобных случаях нет смысла разоблачать каждую уловку софиста, это уведет полемику слишком далеко в сторону и превратит ее в болтовню. Достаточно, не обращая внимания на эмоциональные выпады, вернуть разговор к первоначальному предмету."
А.Л.Никифоров "Логика" (М., 2001)