Чем глубже кризис внедряется в нашу повседневщину, тем отчетливее понимаешь, что вслед за ним должно произойти что-то еще более ужасное. Нет, речь не о падении жизненного стандарта — тут как раз все равно, на “уровень” давно никто не надеется.
Не только американские, но и некоторые отечественные эксперты считают, что песенка России спета, что рано или поздно — к 2015, 2030 или 2050 году она развалится на 6—8 самостоятельных государств со своими валютами, дипломатами и бюджетами.
Собственно, ничего удивительного в таком перекраивании карты для нас нет. В 90-е годы прошлого столетия свердловский губернатор Эдуард Россель от безысходности вынашивал планы создания Уральской республики, жители пограничного Ивангорода ходили по домам и собирали подписи, чтобы войти в состав Эстонии, а юг России тоже бурлил — там мечтали о казацкой республике.
И при известном раскладе — затяжной кризис, социальная напряженность — сепаратистские устремления могут превратиться в снежную лавину. Враг не дремлет. Например, Балтийская республиканская партия в Калининграде ратует за выход из состава РФ. Временами в обществе вспыхивает дискуссия на тему: не пора ли восстановить историческую справедливость и вернуть Калининград-Кенигсберг Германии?
Нет сомнения, что под такой развеселый проект развала “шестой части света” найдутся и деньги, и властные чиновники, которые их очень любят. А там — Дальневосточное княжество, Уральское…
Уже почти 20 лет Россия вырабатывает уникальный по своей природе “механизм самопроизводящейся бедности” (термин академика Львова), когда богатые богатеют, а бедные беднеют, экономика умирает. Когда-нибудь эта гремучая смесь рванет — мало не покажется.В конечном итоге в советские годы прошлого столетия тоже не верилось подобным прогнозам — но касательно СССР. Как говорится, состоялось — как только в магазинах опустели полки.
Причин предрекаемого развала нашей Родины-матери у западных экспертов несколько, одна из главных — демография. Хочется нам этого или не хочется, но и при увеличении рождаемости и при усилении миграции соплеменников из стран СНГ население страны будет убывать, к 2050 г. оно не превысит 100 млн. человек. Россия для нас самих станет слишком большой.
Теперь что касается самой экономики. Збигневу Бжезинскому приписывают слова, которые вполне могут принадлежать этому “ястребу”: “В XXI веке США будет развиваться против России, за счет России и на обломках России”. Западные политики, в частности бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, уже открыто заявляют, что необустроенная Сибирь с ее нефтью, газом и бездорожьем является достоянием всего мирового сообщества. Что Северный морской путь — тоже не Россия, поскольку она (мы) не в состоянии его оборудовать портами, пристанями и причалами. А деловой мир в результате этого теряет экономическую выгоду, в Тихий океан из Атлантического попадает не через Северный Ледовитый, а через Суэцкий или Панамский каналы. В общем, в Ригу через Горловку — и все по той причине, что Москва не поспевает за мировым прогрессом, тормозит, и с этим пора кончать.
Какой уважающий себя политик серьезно рассматривает державу, если на его глазах в ней падает человеческий, технологический и научный потенциал? По некоторым данным, страна “третьего мира” Индия с ее поражающей нищетой на программных продуктах зарабатывает около 40 млрд. долларов в год — в 5 раз больше, чем Россия от продажи вооружений. Хотя наши программисты на порядок лучше и еще когда федеральными властями было принято решение о создании своей “Силиконовой долины” в Дубне! Конечно, ничего не сделано, воз и ныне там.
Неудивительно, что сегодня наша страна оценивается как мировой резервуар, из которого нужно качать и качать. Благо природа не обидела. По подсчетам покойного академика Дмитрия Львова, ресурсный потенциал России составляет 340—380 трлн. долларов. Если его сопоставить с численностью населения, то на среднестатистического россиянина нацбогатств приходится в 2 раза больше, чем в США, в 6 раз — чем в Германии и в 22 раза больше, чем в Японии. Даже по доле лесных массивов мы впереди планеты всей, производим около 20% возобновляемого кислорода, тогда как потребляем всего 5%. А вот по доле ВВП картина абсолютно противоположная: из 200 стран мы примерно на 100-м месте. На фоне сегодняшних проблем Россия действительно предстает во весь свой великолепный рост, но на глиняных ногах.
Но, помнится, еще совсем недавно в стране вынашивались и горячо обсуждались другие планы, когда речь заходила о резком увеличении ВВП. Понимая, что весь мир мы шапками не забросаем, ученые призывали власть сконцентрироваться на 5—6 основных приоритетах развития (авиация, космос и пр.), каждый из которых в свою очередь потащит за собой еще по 5—6 смежных отраслей.И мы снова индустриальная держава со своими амбициями и вытекающими отсюда последствиями.
Где эти чудеса науки и техники? Мы продали несколько современных перехватчиков, кажется, Индии, — и морским путем они вернулись обратно, на доработку.
Пока в стране относительно спокойно, все надежды на нерушимый союз Медведева и Путина, на тех активистов “Единой России”, которые по первому зову партии готовы выйти к Кремлю с транспарантами “Поддерживаем курс реформ Медведева—Путина!”. Но исторически долго такая ситуация продолжаться не может. Мировой финансовый кризис показал, что Россия совсем не готова ему противостоять, он бьет прежде всего по простому населению, и света в конце тоннеля не видно. Курс рубля падает, а продовольствие стремительно дорожает. Значит, как и 15 лет назад, у нас все держится на импорте. Стоимость нефти снизилась раза в четыре, а бензин, авиационный керосин, ГСМ для тракторов и сеялок не дешевеют… Нам говорят, что правительство, невзирая на кризис, в 2009 г. четыре раза проиндексирует пенсии старикам. Но их, индексированных, не хватает даже на оплату услуг ЖКХ. В стране так и не создан “средний класс”, практически официально “отменили” и бесплатную медицину, и бесплатное образование.
Нет, тишина эта обманчивая. Кто даст гарантию, что когда-нибудь мы не поймем, что от такой Родины, где заживо сгорают неучтенные старики в неучтенных домах престарелых, нам ждать все равно нечего, — и снова не потянемся на майданы? За теми, кто “знает, как надо”, кто пообещает хорошую жизнь? Но уже в отдельно взятом Восточном, Западносибирском или Дальневосточном княжестве? Такую гарантию не даст даже страховой полис…
Выбор, как считают аналитики, у России невелик: либо наши подземные кладовые станут собственностью Европы (США), либо перекочуют к Китаю, который все активнее осваивает наши дальневосточные территории и врывается в нашу экономику.
По некоторым оценкам, сейчас для Запада Россия имеет даже более низкий статус, чем Россия образца 1913 г. У нас нет обычных, неядерных, вооружений, способных отражать серьезную агрессию. Армия, как и все общество, постоянно реформируется, сокращается и деградирует — уже передача на вооружение 3—4 современных танков какому-нибудь батальону на дальнем пограничье является настоящим событием, о нем докладывают президенту. В плане заключения военных союзов и блоков мы мало кому интересны. Ведь в случае конфликта мы будем вынуждены хвататься за ядерный чемоданчик, а такая войнушка вряд ли кого устраивает.
На фоне маленькой победоносной войны с Грузией и показательной выволочки Украины с газом кое-кому может показаться, что Россия сильна как никогда и что сегодняшние проблемы — мелочи жизни, и не такое бывало в истории. Но если к развалу экономики добавить “горячие точки” Северного Кавказа, которые, несмотря на старания властей, холодными не становятся, то для мятежа, развала и нужен-то всего один прецедент.
Спустя много лет, переосмысливая развал России, историки напишут про происки американского империализма, про агентов влияния, про то, что ЦРУ переиграло ФСБ и СВР. На самом деле процесс распада нашей страны американскому налогоплательщику обойдется в сущие копейки. Ведь почти все мы делаем сами, своими руками. Покупая футболистов за миллионы долларов, давая олигархам бесконтрольно взвинчивать цены на энергоносители, наконец, увеличивая безработицу и снижая доходы населения.
При чем тут Америка?
Владимир Чуприн
Mail.ru