На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Палата №6

2 546 подписчиков

Что мы знаем о фантастике?

Матчасть для особо одаренных

 

Мне хочется дать краткий обзор фантастики как жанра, и назвать все поджанры этой огромной части литературы.

 

Но сначала определение фантастики от Стругацких:

"Фантастика есть отрасль литературы, подчиняющаяся всем общелитературным законам и требованиям, рассматривающая общие литературные проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т. д.), но характеризующаяся специфическим литературным приемом - введением элемента необычайного"

 

Мне  хочется немного рассказать об истории возникновения фантастики как жанра. Хотя появилась она примерно тогда же, когда человек понял, что может создавать литературу. Самыми древними произведениями этого жанра были мифы и сказки. Почти вся литература и драматургия Древней Греции – это мифологическая фантастика. А вот как она развивалась и меняла формы, мы можем рассмотреть.

 

Примерно в то же время, когда в Греции закладываются основы современного фэнтези, в Риме происходит заложение иного фундамента. Фундамента социальной фантастики, которая в эпоху Возрождения становится утопией, и трансформируется к нашему времени в антиутопию.

 

Христианские мифы, появившиеся чуть позже, жития святых, рассказы о чудесах – это, ни что иное, как основы будущей романтической (или мистической) фантастики.

 

Литературе свойственно развиваться. Но развиваться не равномерно, а скачками. Поэтому каждый из приведенных здесь зачаточных видов фантастики имел свое время расцвета. Мифология плавно перетекала в эпос. Героические произведения сплошь кишели мифическими и сказочными героями. Но, в какой-то момент, интерес к ним угас. И Средние века порадовали нас готической фантастикой, выросшей из христианских легенд. Это самая мрачная, и в то же время самая завораживающая литература. Литература, имеющая ауру – таинственный флер, окутывающий текст. До сих пор этот прием нащупывается авторами интуитивно, потому что нет рецептов создания ауры. Хотя поговаривают, что воздействие происходит от расположения слов, как в гипнозе. Но я позволю себе в этом усомниться, потому что хорошо переведенные с другого языка произведения, сохраняют ауру. А порядок слов в предложении в разных языках – разный. Так что, отнесем это к мистике.

 

Примерно в 17 веке, вдруг начинает трансформироваться утопия. Поскольку главным элементом утопии становится прогнозирование, то утопию можно считать праматерью научной фантастики. Не верьте тому, кто говорит, что до Жюля Верна НФ не существовало. Уже в 17 веке научная фантастика появилась в России. Например, именно тогда было описано первое путешествие на воздушном шаре.

 

Ну и, пошло поехало. 18-19 века можно назвать неоромантическими или неоготическими.  Романтические новеллы появились одновременно во всех странах мира. Если сейчас их собрать все в одном месте, то это будет огромная библиотека. К 20 веку интерес к романтике почему-то угас. Он не угас среди читателей, но он угас среди писателей. Скажу по секрету, мне очень бы хотелось возродить именно этот жанр. Хотя ужасы являются прямым продолжением романтической новеллы. Но есть и еще один «ребенок» от романтики – это психологическая фантастика. Жанр не распространенный, потому что писать такие произведения очень сложно

 

Зато утопия приобрела свою сестру близнеца – антиутопию. Но основе которой, уже сейчас мы имеем киберпанк и технопанк.  Так наша утопия дала два направления современной фантастики – научную (какой мы ее все знаем) и фантастику катастроф.

 

В конце 20 века появился неожиданный интерес к фэнтези. Я не знаю, как расценивать этот интерес. Но фэнтези, выросшее из самого древнего направления фантастики и литературы вообще, мне кажется довольно примитивным. Во всяком случае долго размышлять над этими книгами не приходится. Если только мифология не является приемом для подачи более сложных вещей, а самоцелью.

 

На прочном фундаменте всего этого постоянно, на протяжении долгого времени паразитировала сатирическая фантастика. Именно она принесла в литературу такие приемы как гротеск и гипербола.

 

Я понимаю, что в таком маленьком посте можно лишь пройтись «галопом по Европам», это – не литературоведческая статья, это просто небольшой экскурс.

Картина дня

наверх