На недавних XXXIV Зигелевских чтениях многих ученых поразил доклад «НЛО в русской поэзии ХХ века. Подготовка докторской диссертации «Феномен необъяснимого в русской литературе ХХ века». Пароль: «Ажажа» — Мало кому известно, — объяснил докладчик, кандидат филологических наук Олег Столяров, — что поэты были первыми, кто вслед за учеными откликнулся на «летающие тарелки».
И отнюдь не только частушкой: «Над Москвой фигня летала Серебристого металла. Очень много в наши дни Неопознанной фигни!» — Еще благополучно здравствуют многочисленные свидетели, готовые подтвердить под присягой, что были дни, когда об НЛО говорили заговорщицким шепотом, передавая друг другу в величайшем секрете самиздатовские материалы по этой теме, — продолжает Олег Олегович. — А имена «отцов русской уфологии» — офицера-подводника Владимира Ажажи и преподавателя МАИ Феликса Зигеля — служили паролем для пропуска в круг посвященных. Неудивительно, что деяния поэтов, осмелившихся упомянуть в своих произведениях НЛО, превозносились как подвиги разведчиков. На одной из игр КВН 1960-х годов, к примеру, прозвучало: «Но вот появилась огромная груда – Тарелок летающих рать. Затем в магазинах пропала посуда, И не на чем стало летать» Многие тогда не поверили собственным ушам: такая «тема», что, мягко говоря, жди последствий. Итак, о чем же говорится в будущей докторской диссертации Олега Столярова? Первый поэт-уфолог — В 1960-е годы не многие поэты находили в себе силы и мужество говорить об аномальных явлениях, пусть даже иронично, — говорит мой собеседник. — Первым, пожалуй, в этой когорте поэтов-уфологов стал Владимир Высоцкий.
Песни «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное — невероятное» из сумасшедшего дома — с Канатчиковой дачи» и не менее колоритная «Тау Кита» — уже давно стали классикой. А между тем именно в них впервые публично раскрыта тема НЛО. Всем, безусловно, знакомы ставшие хрестоматийными строки: «Уважаемый редактор! Может, лучше — про реактор? Про любимый лунный трактор?! Ведь нельзя же! Год подряд: То тарелками пугают – Дескать, подлые, летают...» И из другого произведения: «Вот, двигаясь по световому лучу Без помощи, но при посредстве, Я к Тау Кита этой самой лечу, Чтоб с ней разобраться на месте...» Тема внеземного разума решается Высоцким неожиданно искрометно и в «Пришельцах в космосе», и в «Балладе о летающих тарелках». Мечты об «иномирцах» Поэт-фронтовик Юрий Левитанский грустно пишет: «Что-то случилось, нас все покидают. Старые дружбы, как листья, опали. Что-то тарелки давно не летают. Снежные люди куда-то пропали... Лучик зеленой звезды на рассвете, Красной планеты ночное сиянье. Как мне без вас одиноко на свете, О, недоступные мне марсиане!» Юрий Влодов в произведении «Иномирец» вообще смело вплел НЛО в хрестоматийные образы: «Над Иудеей, прокаженной и святой, Над человечьей срамотой и суетой Зависло корабля мерцающее дно И тучей грозовой окуталось оно». — Какая удивительная мощь! — восхищается Олег Олегович. Без пафоса В начале 1980-х ситуация коренным образом изменилась. О феномене НЛО заговорили повсеместно. Число публикаций, теле- и радиопередач росло, подобно снежной лавине. Вокруг НЛО начался настоящий информационный бум. Из-за него многие авторитетные ученые на какой-то период времени даже перестали серьезно воспринимать это явление. Перед поэтами 1980-х годов возникла дилемма: либо говорить о НЛО серьезно и пафосно, но быть непонятыми современниками, либо осмыслить его в ироническом ключе, продолжив традицию, заложенную еще Высоцким. Александр Еременко, создатель и глава «школы метаметафористов» (была такая в начале перестройки), пошел по пути Высоцкого: «Неопознанный летающий объект, Ты зачем летаешь, неопознан, Над народом, без того нервозным По причине скверных сигарет?» Вслед за Еременко иронизировать на все лады по поводу НЛО принялись известные барды. Вот, например, как выглядит «тарелочка» и ее пилоты в песне известного дуэта Алексея Иващенко и Георгия Васильева: «А из-за облаков, сквозь дождик мелкий Глядит на двор в подзорную трубу Бортинженер летающей тарелки, Немножечко похожей на судьбу». А разговорная интонация Петра Вегина очень точно передает тот ажиотаж и нездоровую атмосферу, которая окружала в 1980-х феномен НЛО. Из «Письма сантехника Арк. Голикова кандидату технических наук В. Г. Ажаже»: «Уважаемый товарищ В. Г. Ажажа, я прошу ответить вас по сути – можно жить нормально или жить дрожа с этою летающей посудой? Все-таки вы бывший командир-подводник, все-таки держите кое-что в уме... Может быть, они летают к нам за водкой? Почему же плохо с водкой на Луне?» «Чей-то опыт по системам из белка?» — Поэты, ставшие впоследствии классиками русской литературы ХХ века, подошли к раскрытию уфологической темы со всей серьезностью, — продолжает Олег Олегович. — Это Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Вот строки из стихотворения Рождественского «НЛО»: «Утверждают очевидцы, что видали Неопознанный летающий объект... Зависая над земною жизнью бренной, Как в лесу над муравейником склоняясь, Неопознанные странники Вселенной Скрупулезно изучают нас. Кто мы им? Хочу узнать, пока не поздно. Кто мы им? Хочу узнать наверняка. Чья-то тема в диссертации межзвездной? Чей-то опыт по системам из белка?» Любимая «посуда» Бориса Гребенщикова Тема «зеленых человечков» не оставила равнодушными и отечественных рок-музыкантов. Впервые наиболее полно эту тему раскрыл в своей песне «Летающая тарелка» Борис Гребенщиков. Тема навеяна событиями 1977 года в Петрозаводске. Тогда тысячи людей увидели в небе странную «медузу», впоследствии оказавшуюся следом от запуска спутника с Плесецка. Музыкант включил эту песню в свой знаменитый альбом «История «Аквариума». Т. 2. Электричество» (1981): «Видел ли ты летающую тарелку Над домом своим, над крышей своей? Тарелка приносит в наш быт Забвенье душевных обид, И темой для светских бесед Мы обязаны ей. Я очень люблю этот разряд посуды. Они украшают квартиры моей экстерьер...» А Юрий Шевчук включил в свой хит о Питере следующее: «Разбивались глаза о проспект, В коммуналках тонули тела, Неопознанный сбили объект – Я живой, да в чем мать родила...» — Олег Олегович, а сами-то вы какие стихи про братьев наших зеленых сочиняете — лирические или гражданские? — спрашиваю я поэта-ученого. — Я продолжаю традиции Владимира Высоцкого, — признался Столяров, — иронизирую так же, как и он. Светлана Кузина |