– Я человек из телевизора. Хотя сам телевизор не смотрю, разве что новости, ну изредка фильм какой-нибудь. Лично для меня отдельный телевизионный жанр — это передачи, где показывают митьков. Например, совсем недавно была дурацкая передача «Чужая кухня» (питерский аналог «Смака» с Макаревичем).
Помимо приготовления еды там происходит соревнование — два участника должны перещеголять друг друга.
А до этого была митьковская олимпиада. Мы сделали разные народные игры: перетягивание каната, рукоборство, игра «Чапаев»: кто медленнее проедет на велосипеде… И это все по телевизору показывают!
Из развлекательных программ я «Городок» смотрю. Этот юмор мне нравится. Жаль, что «Аншлаги» показывают намного чаще.
С интересом посмотрел фильм Парфенова про Крымскую войну. Но самое сильное из последних телевизионных впечатлений — это выступление Краснознаменного хора оркестра Российской армии перед папой Иоанном Павлом II. Вот это был концерт! Круче Феллини по впечатлениям, хотя я Феллини очень люблю (кстати, всегда, когда его показывают по телевизору, стараюсь посмотреть).
Видимо, режиссеры, а может, мастера света нашли такой ракурс подсветки, что обычный концерт превратился в фантастику. А папа сидел в кабинке, лица его не было видно, но подсветка сзади создавала иллюзию нимба.
Сейчас стали делать больше русских сериалов. Но все равно самые знаменитые русские сериалы — это «17 мгновений весны», «Вечный зов». Вот почему «Моя прекрасная няня» пользуется большей популярностью, чем «Дело о мертвых душах»? Людям интересно смотреть, когда рассказывают про них, про современную жизнь, про то, как девушка хочет замуж. А «...мертвые души» я даже не понял — включил и не стал смотреть. Мне важно, как это подано, как сделано. Например, «Идиот» был сделан намного интереснее.
С другой стороны, люди любят все эти реалити-шоу. Лично я не понимаю, в чем ценность таких передач — какие-то глупые разговоры, выяснения отношений.. Психолог, наверное, объяснил бы так: людям хочется попасть в телевизор, а когда они видят в ящике таких же простых людей, появляется надежда. Думаю, что в скором времени каналы будут делиться на аналитические и развлекательные, как за рубежом. Когда в Америке начали транслировать всю эту развлекательную байду, у нас было советское телевидение — оптимистично настроенные новости про то, как хорошо жить у нас и как плохо за границей, зато без рекламы, без пошлятины. Все строго, серьезно. Как Брежнев сказал, услышав музыку одной программы: «Такое создается впечатление, что у нас идет война». А сейчас уже совсем плохо — но по-настоящему. Лично я от новостей жду одного — прогноза погоды. Ну, конечно, мимо меня не проходит, что на этот раз сотворило правительство или какой ураган в Америке…
Наше телевидение все-таки отличается от западного: там нет рекламы пива в огромных количествах — за 3 минуты рекламы можно увидеть 10 различных сортов пива! Вот мне как человеку непьющему это совсем неинтересно. Мне нравится, что по «Культуре» фильмы транслируются без рекламы.
По телевизору перестали показывать хорошие русские фильмы или показывают их очень поздно. Мои дети смотрят мультфильмы в основном на видео, потому что на нашем телевидении перестали крутить русские мультики.
А я с удовольствием посмотрел передачу, которую вел академик Панченко, — и вспомнил замечательные программы, которые когда-то вел на нашем ТВ Лев Гумилев, или лекции Лотмана… Почему «Культура» не пользуется такой популярностью, как остальные каналы? Мне кажется, люди в основном смотрят телевизор как фон: во время еды, чтобы отдохнуть, чтобы всерьез не всматриваться, не напрягаться — пусть мелькает! Если всерьез вдумываться — волосы дыбом встанут. Я не думаю, что у нас такие люди тупые в России. Просто они терпеливые. Позы дураков держат.
Художник Дмитрий ШАГИН