Автор этих строк – не психотерапевт, и не психиатр, а психолог. Психолог не врач; он не может лечить; он может и должен предупреждать заболевание. Потому психолога, в первую очередь, должен интересовать механизм, влекущий за собой то или иное расстройство, а не сами расстройства.
И вот вашему вниманию представляется некий мысленный эксперимент-экстраполяция; попытка описать то, как может возникнуть психическое расстройство в режиме online.
Многое сказано об интернет зависимости; официально медицина пока не признала ее психическим заболеванием, и проблемой занимаются в основном психологи.
Одни из них считают, что проблемы не существует, другие выделяют ее чуть ли не в отдельный вид расстройств.
Впервые феномен было описан в 1995 году доктором Голдбергом. Голдберг выделил следующие основные симптомы:
• использование интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
• использование интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.
Основные типы интернет зависимости таковы:
1. Навязчивый веб-серфинг – бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам – большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребность – игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Киберсексуальная зависимость – навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
Первопричиной интернет зависимости считается нарушение у индивида процессов обмена информацией в реальной жизни.
Психологические проблемы, которые человек осознанно или неосознанно намеревался решить в Сети, в общем виде таковы:
1. проблема информационной изоляции;
2. проблема нарушенных коммуникаций;
3. нереализованность мотивации достижений;
4. сексуальная неудовлетворенность; проблемы в сексуальной сфере.
Благоприятным психофизиологическим фоном могут служить биологические сдвиги, связанные с бурными гормональными процессами: климактерический синдром (стойкие психологические переживания женщин по поводу утраты привлекательности, здоровья, утрированные опасения за свое будущее); подростковый возраст, послеродовой период.
Логика процесса такова: человек, имеющий проблемы в реальной жизни, уходит от них в виртуальную. Социум в сети вовсе не тот, что в реальности, и личность в Сети – фактически заново родившаяся личность. Вроде бы, все прекрасно. Интернет дает человеку возможность восполнить пробелы или разрешить психологические проблемы. В идеале должно наступить удовлетворение потребностей и полное счастье.
Однако этого не происходит.
Почему? Во-первых, потому, что рано или поздно человек осознает: виртуальная жизнь не есть реальность. Проблемы, решенные в Сети, относятся к виртуальной, а не к реальной личности. Обостряются противоречия между реальностью и вымыслом.
Во-вторых, интернет-общение обладает тремя особенностями, озвученными выше. И эти особенности отнюдь не упрощают обмена информацией. Каково же придется личности, ушедшей в интернет по причине трудностей в нормальном общении?
И вот перед нами – интернет зависимость; пусть еще не диагноз, но уже психологически-негативный феномен.
Человек понимает, что приобрел неконтролируемую привычку, чреватую неприятностями, но избавиться от нее самостоятельно он не в состоянии.
Как уже говорилось выше, проблемы, вместо того, чтоб решаться – обостряются.
Что за этим следует?
Если ничего не предпринимать, далее наступает следующая стадия – психического расстройства.
В современной классификации психических расстройств (классификация МКБ-10) термин «невроз» не используется. Теперь психиатры говорят о невротическом расстройстве и выделяют достаточно много вариантов его проявлений. Ранее предполагалось, что неврозы – это психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых, в отличие от психозов, человек сохраняет критическое отношение к болезни и не утрачивает способности руководить своим поведением. Выделяли истерический невроз, невроз навязчивых состояний и неврастению (классификация в настоящее время не утратила своих оснований).
Нас интересует, в первую очередь, невроз навязчивых состояний. Доминирующими в его клинической картине являются признаки навязчивости: навязчивые мысли, воспоминания, страхи, желания, действия, которые подчиняют себе весь образ жизни больного. В настоящее время невроз навязчивых состояний обозначают термином обсессивно-компульсивное расстройство.
Именно в такое состояние перерастает запущенная интернет зависимость. То есть, мы уже имеем интернет-невроз.
Как это проявляется?
Навязчивости встречаются и у психически здоровых людей. Застрявшая в голове песенка, мучающая несколько часов; навязчивое сомнение, выключен ли дома свет, закрыты ли двери. У больных подобные состояния могут наблюдаться месяцы и годы. Навязчивости выражаются в виде фобий, сомнений, контрастных желаний, действий и ритуалов.
Интернет-невроз – это всегда навязчивое действие; типы навязчивых действий можно классифицировать по тем же основаниям, что и типы интернет зависимости.
Рассмотрим это на стандартном примере. Нарушения в сфере общения приводят человека к интернет-зависимости второго типа: пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам. Невроз навязчивого действия в этом случае будет выглядеть примерно так: человек создает многочисленные блоги и сайты; будто бы для общения – но в совершенно непомерных и неоправданных количествах. В большинстве своем они, естественно, мертвые, и уже фактически не могут удовлетворять потребность в общении. Навязчивое действие всегда является самоцелью и лишено практического смысла.
Страшнее всего, что симптом проявляется исключительно онлайн, и окружающие могут даже не подозревать о всей серьезности состояния индивида. В реальной жизни будут проявляться только физиологические симптомы, которые могут интерпретироваться как угодно; или которых может не быть вовсе.
Как мы уже говорили, интернет-среда исключительно благоприятна для возникновения психических нарушений. Остальные пользователи могут даже не заметить неадекватности индивида, так как вербально эта неадекватность может и не проявляться (в быту считается, что психически нездоровый человек обязательно должен странно или бессвязно выражаться; что вовсе не обязательно и наблюдается лишь при расстройствах мышления)
Даже напротив – его повышенная активность может снискать ему популярность. Человек начнет выдвигаться в интернет-пространстве, что, естественно, приводит к усугублению состояния.
Высока вероятность возникновения у индивида на почве растущей популярности некой сверхценной идеи. Сверхценная идея – суждение, проявляющееся на фоне реальных обстоятельств, но занимающее в сознании человека неоправданно важное, не соответствующее своей действительной значимости место. Такими идеями могут быть мысли о изобретениях, супружеской измене, сутяжных домогательствах.
Например, индивид со сверхценной идеей изобретательства заимствует чужую идею и выдает ее за свою, что в Сети сделать достаточно просто, рекламируя себя как выдающуюся личность; или же при сверхценной идее сутяжничества создает вокруг себя ореол жертвы несправедливости.
Окружающие пользователи охотно подыгрывают индивиду в силу озвученной выше проективной особенности интернет-общения: многие люди бывали обмануты, и каждый обманутый видит в мнимой жертве несправедливости самого себя. При этом охотно сочувствует, закрепляя в невротическом сознании сверхценную идею.
Тогда возможен переход состояния в третью стадию – стадию психоза.
Психоз – глубокое расстройство психики, проявляющееся полностью или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, обычно с возникновением не свойственных нормальной психике явлений: галлюцинации, бред, психомоторные, аффективные расстройства, помрачение сознания и др.
С точки зрения Зигмунда Фрейда, психоз – это одно из трёх нарушений функционирования структур психического аппарата, наряду с неврозом и перверсией.
Первоначально Фрейд противопоставлял невроз и психоз, говоря, что «невроз – это результат конфликта между Я и Оно, тогда как психоз – это аналогичный исход такого же нарушения в отношениях между Я и внешним миром». Впоследствии заметил, что «и невроз, и психоз – это выражение протеста Оно против внешнего мира». (См. труд «Утрата реальности при неврозе и психозе»).
На почве сверхценной идеи может развиться бред преследования, бред величия и богатства, бред ущерба.
Опять-таки пользователи виртуального пространства скорее всего станут только подыгрывать больному и принимать создавшуюся ситуацию за реальность в силу срабатывания проективного механизма, тогда как в действительности у «виновника торжества» уже можно диагностировать серьезное психическое расстройство.
Дело в том, что визуальные симптомы в Сети не проявляются, а вербалика индивида может сохранять внешнюю связность и логичность.
Что дальше? Шизофрения?..
Сама по себе идея создания своей виртуальной проекции уже формирует благоприятную почву для возникновения раздвоения личности.
Однако не будем сгущать красок.
К счастью, существуют психологи, обращение к которым способно предотвратить многие неприятности, возникающие в повседневной жизни, и призвано устранить уже имеющиеся.
Но если вы заметили, что интернет начинает занимать в вашей жизни место, не соответствующее по значимости – это явно информация к размышлению!